Обучение чтению слогами по методике Зайцева детей 4,5,6,7 лет

В этой статье освящается тема "Обучение чтению по методике Зайцева".

Эта методика отличается от привычных абсолютно всем. Разве что буквы тут тоже учатся писать. Но не сразу в прописях для дошкольников или в тетрадях в клеточку. Нервная система малыша еще не готова к мелкому письму, пальчикам трудно. А по пособию «Пишу красиво» все происходит легче, ребенок не портит зрение и осанку, потому что пособие состоит из 46 карт, где буквы разбиты на элементы и написаны крупно.



Обучение детей буквам, слогам. Чтение для детей 3,4,5 лет

Можно упражняться в написании и печатных, и прописных букв, да и цифры тут тоже есть. И кто сказал, что делать это обязательно за столом? Прикрепи к доске магнитом – и обводи пальчиком по частям, а потом целиком букву, и тут же на доске пиши ее мелом! Многим нравятся работать на полу – позу легко переменить. И когда все буквы освоены, можно переходить к письму в тетрадях в крупную клетку. А до 4,5 лет лучше подольше задержаться на крупных и удобных картах.

Отдельно хочется сказать о ребятах с особенностями в развитии. Их мамам и папам будет, наверное, интересно узнать, что их малышу подходит эта методика, как никому другому. И задержки в развитии вовсе не помешают ему научиться читать и писать. Попутно уменьшится и отставание в развитии: ребенок начнет лучше говорить, быстрее думать, научиться концентрироваться. Только нужен не простой педагог, а специалист – например, логопед, дефектолог или психолог.

Можно ли ребенка учить чтению слогами

Параллельная работа над звукопроизношением всегда приносит удивительны плоды. С помощью кубиков можно развить ребенка всесторонне. Только времени потребуется немножко больше. Зато уж сразу – любовь к чтению на всю жизнь гарантирована!

У домашнего обучения есть много плюсов. Один из них – ваш ребенок даже с простудой и насморком не будет отстранен от занятий, а значит, эффективность их будет выше. Однако на вас лежит и большая ответственность за конечный результат. Если малыш через 6-7 месяцев не научится читать, будет отказываться от занятий, вы не сможете высказать свои претензии педагогу. Все претензии – к себе!

Но бывают ситуации, когда у вас просто нет иного выхода, как заниматься с ребенком самостоятельно. И пусть вашему малышу еще нет и 3 лет или он часто болеет, вам вполне под силу самостоятельно научить его читать и писать. Только делать это мы будем по всем правилам!

Чтение слов по складам для детей 4-6 лет

Цель раздела перейти от букв к чтению слов. Благодаря этому разделу детишки поймут как из букв складываются слова

Собери слово

обучение детей чтению по слогам

Словарный запас

увеличение скорости чтения

Понимание смысла слов

знает ли ребенок слова?
Увеличение скорости чтения

Беглое чтение для детей 4-6 лет

Большое количество адаптированных и говорящих текстов для детей.

 

При обучении чтению по кубикам Зайцева не придется проводить уроки, неподвижно сидя и слушая сложные теоретические объяснения, что зачастую сложно для дошкольников, особенно младшего возраста. Все уроки осуществляются в игре, в движении, именно поэтому форма кубиков необычайно подходит для занятий.

Обучение чтению по кубикам воздействует, прежде всего, на сенсорное восприятие ребенка, ведь кубики отличаются по размеру, цвету и материалу, внутреннему наполнению. Именно поэтому интерес к развивающему пособию может проснуться и у совсем еще малыша, который видит в кубике в первую очередь яркую и забавно звенящую погремушку, и у трехлетнего любителя строить замки и поезда с вагончиками.

Как Зайцев учил детей учить кубиками и слогами

Зайцев совершенно справедливо заметил, что знание названий букв и их отличительных признаков (мягкий - твердый, согласный – гласный и т.п.) не только не помогает ребенку, но и мешает ему в овладении умением читать. Особенно жестко критиковал педагог родителей, которые начинают обучение ребенка с азбуки. Николай Александрович говорил: «Если ребенок на занятиях постоянно видит букву «а», а рядом нарисованного аиста, «и» - с нарисованной иголкой, «с» и глазастую сову, а рядом с «т» трактор – он никак не может понять как это скопление образов, которые возникают в его сознании, превратить в слово «аист», когда они стоят вместе рядом». Именно этот фактор в большинстве случаев мешает детям, отлично знающим весь алфавит соединять буквы в слоги.

Понятия мягкости и твердости Зайцев предложил передавать посредством разного размера кубиков. Обратите внимание, когда мы произносим склады ЛА, БЭ и подобные, рот у нас открывается гораздо шире, чем если мы скажем ЛЯ, БЕ, поэтому и кубики со складами с твердыми согласными больше, чем с мягкими.

Принцип слогового чтения Зайцев тоже считал не самым верным. Конечно, в простых словах, в которых присутствуют короткие открытые слоги, дошкольник путаться не будет, но вот когда дело доходит до слогов закрытых, со знаками и удвоенными согласными начинается путаница. Малыша, только начинающего читать, слова типа «всплеск», «взгляд» могут попросту поставить в тупик.

Кроме этого, в системе кубиков Зайцева исключены такие сочетания как: ж + ы, ш + ы, ч + я и т.п. , что позволит ребенку, еще не зная правил, объясняющих эту закономерность запомнить, что таких сочетаний нет и помочь в начальной школе избежать многих подобных ошибок.

Как кубики помогают учиться читать слогами

Всего в пособии 52 кубика, в том числе несколько повторяющихся для написания самых простых слов с повторяющимися складами (мама, папа, дядя и т.п.). Гласные буквы на гранях выделены голубым цветом, согласные – синим, а знаки – зеленым. Некоторые противники системы Зайцева отмечают, что такая трактовка отличается от принятого в школе графического разделения – на красные гласные и синие согласные и ребенку в первом классе придется переучиваться. Однако с точки зрения восприятия написанное в одной цветовой гамме слова осознается ребенком как единое, не разорванное на разнородные части.

Не стоит пренебрегать и таблицами, которые обычно прилагаются к кубикам, они являются такой же неотъемлемой частью системы. По ним и родители, и дети будут пропевать склады, учиться находить заданные сочетания букв, складывать первые слова. Важно повесить таблицы так, чтобы Ваш малыш тянулся к таблице, а не наклонялся к ней, то есть, чтобы до самого верхнего поля он мог дотянуться вытянутой рукой, это позволит сохранить зрение и осанку ребенка.

Параллельно с кубиками Николай Зайцев рекомендовал начинать заниматься по своему пособию «Пишем красиво», так как считал, что чтение и письмо в сознании ребенка, овладевающего грамотностью, должны существовать неразрывно.

В пособии находится методичка, где подробно описаны основные постулаты системы обучения чтению при помощи кубиков, а также даны различные варианты заданий и игр с кубиками. С этими материалами следует ознакомиться заранее, накануне занятий с ребенком, ведь он не готов ждать, пока Вы вычитает все нюансы и правила. Ухватив общий принцип обучения, можно легко придумывать свои варианты уроков веселого чтения.

Ценность пособия Зайцева состоит в том, что оно не адресовано детям какого-то конкретного возраста. Начинать первые занятия по кубикам можно с годовалым малышом, но и ребенку 4-5 лет будет не скучно с волшебными звенящими кубиками.

Продолжительность занятия в среднем 20-30 минут, уже 10 таких игр будет достаточно для того чтобы дошкольник стал читать. Не стоит привязывать урок к какому-то конкретному времени или сроку, главное, выбрать такой момент, когда ребенок не устал и сам желает поиграть с кубиками. Лучше пятиминутный урок с удовольствием, чем принудительная получасовая зубрежка, способная отбить интерес к словесности и чтению.

Первое занятие сделайте ознакомительным, пусть ребенок повертит кубики, рассмотрит, позвенит ими, найдет большие и маленькие, железные и деревянные.

На начальном этапе указывайте на тот или иной склад на таблице и просите малыша отыскать в куче кубиков точно такой же. Перебирая кубики, малыш потренирует мелкую моторику рук и на подсознательном уровне усвоит существование различий между складами.

При освоении чтения при помощи кубиков Зайцева Ваш малыш сначала начнет писать, составляя между собой разные склады, с Вашей помощью, а потом и самостоятельно. Можно «писать» какое-то слово при помощи таблицы указкой, а затем просить малыша собрать такое же из кубиков. Получилось? Теперь поменяйтесь ролями.

Ценность пособия в том, что такую развивающую игру можно вести где угодно – на кухне можно предложить собрать из складов названия продуктов, из которых мама готовит обед, можно поиграть в зоопарк или собрать из складов всех любимых героев сказок или просто посоревноваться, кто сможет собрать больше слов на выбранную тему.

По мнению психолингвистов, занятия с кубиками Зайцева особенно полезны для детей с доминантно развитым правым полушарием, для которых образное мышление является основным способом усвоения знаний. Пособие предполагает эмоциональное обучение, связанное с пением, что позволяет даже младшим дошкольникам, аналитическое мышление которых еще не вполне развилось, моментально ухватывать сущность процесса соединения складов в слово.

Эта методика позволяет также развить музыкальный слух и творческое мышление. Однако родителям, которые научили детей читать при помощи системы Зайцева, стоит в период подготовки к школе, дать будущему первокласснику хотя бы элементарные знания о фонемном составе слова. Это поможет малышу быстрее справиться с программой изучения русского языка и не испытывать сложности с выделением частей слова, которые часто возникают у тех учеников, которые видят в словах только склады.

Как научить читать ребенка-дошкольника по-слогам

Рано или поздно любой обычный родитель малыша дошкольника озадачивается вопросами обучения чтению .

Есть только два действительно правильных условия для начала обучению чтению. Во-первых, когда малыш проявляет интерес к обучению. В этом случае чтение можно начинать сразу.

Другой случай, это когда особого интереса у малыша к обучению нет.

Начинать учить нужно с букв, после этого слогов, слов и потом переходить к предложениям. Дело в том, что буквы, слоги и слова строятся НЕ по определенным законам. Если взрослому ясно, что буква П и А вместе будут читаться «ПА», то ученику этого сложно понять, он может только запомнить.

И в конце несколько правил для успешного обучения чтению:

1. Поддерживайте интерес ребенка к занятиям, используя доброжелательную атмосферу, разнообразные игры и пособия.

2. Важна не столько длительность занятия, сколько частота. В обучении чтению необходимо быть последовательным.

3. Обучение чтению требует от ученика умственного напряжения, поэтому после занятий обязательно играйте с ребенком в подвижные игры, давайте ребенку отдых после занятий.

4. Если малыш не хочет заниматься, значит возможности ученика не поспевают за просьбами взрослого. Будьте терпеливы и никогда не начинайте занятия, если у вас или у вашего ребенка плохое настроение.

5. Не сравнивайте своего ученика с другими детьми. скорость обучения у всех свои и возможно способности вашего ученика проявят себя в другой области.

Если малыш научился читать самостоятельно, это не освобождает родителей от обязанности читать ему вслух. Психологи, для полноценного эмоционального развития ученика, рекомендуют родителям читать детям книжки вслух даже до 14 лет!

 

Статья была посвящена теме "Обучение чтению по методике Зайцева".

Другие статьи с сайта "Обучение чтению дошкольников"




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;