Проверка техники чтения

В этой статье освящается тема "Тексты для проверки техники чтения".

Говорящие книги
(компьютер показывает пиктограмму слога и может проговорить его вслух)

Обучение чтению

В школе принято проверять технику чтения учащихся. Ребенку дается текст, который он читает в течение одной минуты, а затем подсчитывается количество прочитанных слов. Учитывая, что навыки чтения формируются постоянно, проверка техники чтения проводится 2 раза в год.
При проверке умения пересказывать текст произведения особое внимание уделяется правильности передачи основного содержания текста, последовательности и полноте развития сюжета, выразительности при характеристике образов.
Кроме техники чтения учитель контролирует и собственно читательскую деятельность школьника: умение ориентироваться в книге, знание литературных произведений, их жанров и особенностей, знание имен детских писателей и поэтов и их жанровые приоритеты (писал сказки, стихи о природе и тд.)
Чтение и читательская деятельность в разных классах начальной школы имеет специфические особенности. Если в первом классе чтение выступает объектом усвоения (осваиваются способы чтения, ведется работа над пониманием прочитанных слов, предложений и небольших текстов), то во втором – четвертом классах чтение постепенно становится обще учебным умением. Одним из показателей этого является изменение соотношения чтения «про себя» и вслух. Кроме этого, в первом классе основное учебное время занимает чтение вслух, тогда как по мере овладения навыками быстрого осознанного чтения увеличивается доля чтения «про себя» (от 10-15% в первом классе и до 80-85% в четвертом классе).
Учитывая особенности уровня сформированности навыка чтения школьников, учитель ставит конкретные задачи контролирующей деятельности:
В первом классе проверяется сформированность слогового способа чтения; осознание общего смысла читаемого текста при темпе чтения не менее 25-30 слов в минуту (на конец года); понимание значения отдельных слов и предложений.
Во втором классе проверяется сформированность умения читать целыми словами и словосочетаниями; осознание общего смысла и содержания прочитанного текста при темпе чтения вслух не менее 45-50 слов в минуту (на конец года); умение использовать паузы, соответствующие знаки препинания, интонации, передающие характерные особенности героев.
В третьем классе наряду с проверкой сформированности умения читать целыми словами основными задачами контроля являются достижение осмысления прочитанного текста при темпе чтения не менее 65-70 слов в минуту (вслух) и 85-90 слов в минуту («про себя»); проверка выразительности чтения подготовленного текста прозаических произведений и стихотворений; использование основных средств выразительности: пауз, логических ударений, интонационного рисунка.
В 4 классе проверяется темп чтения, осознание прочитанного, выделение главной мысли, чтение без ошибок целыми словами, выразительность. Темп чтения не менее 85-90 слов в минуту (вслух) и 105-110 слов в минуту («про себя»).


Запустить онлайн упражнение по обучению чтению по складам

Как научить ученика читать по слогам?

«В 3 года это невозможно!», – скажут некоторые родители. Еще как возможно: причем без психологических травм для дошкольника. Первое, с чего следует начать обучение — это запомнить буквы. Без знания букв чтение невозможно . Когда произносите буквы, ни в коем случае нельзя проговаривать их следующим образом: «бэ», «вэ», «гэ» и так далее.

Т.е. чтобы малыш быстро начал читать, буквы следует проговаривать для ребенка так, как произносятся звуки. То есть «б», «в», «г», «д». Если же нарушать это правило , то ученик не сможет соединить буквы в слог долгое время, так как не будет понимать, почему букву «бэ» или «дэ» в слове нужно выговаривать по-другому.

Повесьте в комнате красочный плакат с алфавитом. Его можно приобрести в книжных магазинах. С его помощью активизируете пассивную память малыша, так как ребенок будет «наталкиваться» взглядом на буквы, подсознательно их. Эта особенность детского восприятия основана на тяге малыша ко всему цветному: картинкам, рисункам, плакатам, цветам, бабочкам.

Читаем по складам и осознаем первые слова

Как научить малыша читать Уже через пару месяцев занятий ребенок сможет читать по складам в тексте или книжке, специально адаптированной для ребят. После того как ученик научился воспроизводить слоги, можно переходить к словам. Сначала лучше давать для чтения слова, каждый из слогов в которых состоит из двух букв: «ма-ма»,«по-го-да»,«ка-ша»,«ра-бо-та»,. Позже можно перейти к длинным слогам: «мыш-ка» «чаш-ка», «до-мик», и тому подобных.

Рекомендую обсуждать с ребенком прочитанное слово. Повторяйте вместе это слово, можете нарисовать рисунки, изобразив объект, о котором было прочитано.

Таким образом, не только обучите малыша довольно уверенно читать до 5 лет, но и добьетесь того, что дошкольник полюбит сам процесс чтения. Безусловно, приобретенный навык нужно будет поддерживать, пытаясь регулярно заниматься с ребенком.

Довольно часто родители жалуются, что учат-учат чадо, а он никак не может понять, как читать слог. И тут надо понять, что обучение чтению, это тренировка памяти. Чтобы ребенку уяснить навсегда что-то новое, ему это надо проиграть около 600 раз. Малыш просто запоминает (а не понимает), как читаются буквы, читаются слоги, слова и предложения. Поэтому, Если вы хотите, обучить малыша чтению окружите его кубиками и магнитиками, карточками и так далее с изображением букв. Чем чаще ученик будет видеть буквы, тем быстрее он к ним привыкнет и выучит.

Когда дошкольник выучит буквы, можно приступать к обучению чтению. подготовленность к обучению можно определить, предложив ребенку собрать из букв какое-нибудь слово, например, «мяч» или «кукла», показав, как это слово пишется на бумаге. Если малыш может собирать слова из букв по образцам, значит к обучению чтению он готов.

Обучать чтению малыша дошкольника проще всего по букварю, или по детским книжкам с крупным текстом. Сначала читает и водит своим указкой по тексту, чтобы ученик видел, что читает взрослый. Так читать ребенку можно от месяца до трех, минут по 10-15 в день. Затем можно читать двигая по тексту его руку. На этот занятие можно потратить от недели до месяца. И только после этого, приступаем к самому обучению: сначала читаем слог сами, а затем просим повторить малыша. Когда ученик научится читать простые , можно приступать к словам, также сначала прочитав ему слово вслух, а затем попросить малыша повторить. Не торопясь и не торопя малыша можно с удовольствием обучить чтению ученика, который учиться чтению не хочет.

Статья была посвящена теме "Тексты для проверки техники чтения".

Другие статьи с сайта "Обучение чтению дошкольников"




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;