Всего два правила

Ребус-метод – это прежде всего игра, причем игра устная. Для того, чтобы понять звуковой принцип нашей игры, необходимо все указанные нами задания выполнять обязательно вслух, громко и ритмично. Наш ребенок еще не знает букв, еще не умеет читать, и потому способен ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.

Наша игра имеет всего два правила.
Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад
(в слове МАСКА не первую букву М
и не первый слог МАС,
а именно первый склад МА).
Для четырехлетнего ребенка это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает нашим первым правилом.
Второе правило – как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Задача учителя в эти минуты – продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений. Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы. Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:

маска – МА
пальма – ПА

мышка – МЫ
шишка – ШИ

кошка – КО
ложка – …

Здесь рекомендуется сделать маленькую вопросительную паузу. Пусть ребенок поймет, что его приглашают поучаствовать в этой игре. Но ждать ответа не надо, продолжайте дальше:

… – ЛО

мячик – МЯ
чайник – ЧА

ветка – ВЕ
сетка – ...

ручка – РУ
Жучка – ...

Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами:

Коля – КО
Оля – О

Маша – МА
Даша – ДА

Петя – ПЕ
Федя – ФЕ

Ира – И
Кира - КИ

Имена, разумеется, должны быть знакомы ребенку. Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок, мИшок).

Как только ребенок понял правило "маска – МА" и стал вторить учителю, можно переходить к следующему шагу. Опять же не требуется лишних объяснений, нужно лишь внятно и ритмично произнести:

маска-маска – МА-МА
пальма-пальма – ПА-ПА
туфли-чайник – ТУ-ЧА
курица-чайник – КУ-…
маска-шарик – МА-…
кактус-шарик – …

Два слова – это совсем легко. Сложнее удержать во внимании три слова:

маска-шишка-наволочка – МА-ШИ-…
маска-листик-наволочка – МА-…-…
бусы-маска-галстук – БУ-…-…
галстук-зебра-тапки – …

Как правило, дети 4-5 лет достаточно легко с первого занятия решают на слух задания из трех слов. А вот задания из четырех слов вызывают затруднения даже у шестилеток:

бусы-рак-тигр-ножницы – …
письма-рак-мишка-дама – …
облако-девочка-ящик-ложка – …
курица-курица-ручка-заяц – …

Дети забывают исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются угадать конечное слово и часто ошибаются. Сказывается недостаток концентрации внимания, неумение сосредоточиться. С одной стороны, ради развития этих важных качеств стоило бы продолжать такой устный тренинг. Но можно и облегчить задание, дав наконец ребенку зрительную опору в виде предметов или их нарисованных изображений.


При появлении зримых объектов начинается процесс настоящего чтения. Необходимо своевременно и неоднократно указать детям направление чтения. Без подсказки взрослого дети пытаются называть элементы справа налево, и сбиваются к этому с удивительным постоянством.

Таким образом роль учителя в нашей методике сводится к самым простейшим действиям.
Никаких сложных объяснений, никаких долгих подготовительных этапов, никаких многосерийных ролевых сюжетов, применяемых сегодня педагогами с единственной целью развлечь скучающего на занятии ребенка, сделать занятие забавным. В Ребус-методе дети достаточно увлечены самим процессом чтения, и процесс этот детям нравится.

Конечно же, не все дети одинаково успешны в обучении. Если учитель ведет занятие с целой группой детей, то наиболее сообразительные и активные ученики становятся образцом для отстающего ребенка: делай, как они, догони их, опереди их, соревнуйся с ними.
Если же взрослый занимается лишь с одним ребенком, и тот вдруг не понял правила игры – что ж, всегда можно остановиться и отложить до следующего раза. Очень может быть, данный ребенок еще слишком мал для подобных упражнений, еще не понимает, что такое начало слова и чего вообще хочет от него добиться этот взрослый.
Мы категорически не рекомендуем заниматься подобными играми с детьми, чьи речевые навыки и понятия еще не устоялись. Так, например, трехлетние дети способны всерьез перенести правила укорачивания слов в бытовое общение и спровоцировать этим искусственную задержку речевого развития. Если же ребенку для овладения Ребус-методом еще не хватает памяти, внимания, абстрактного мышления, и, если хотите, чувства юмора – это может наблюдаться и в четыре, и в пять, и даже в шесть лет, – то с этим ребенком просто рано заниматься чтением, слогово-пиктографическим или тем более фонемно-буквенным. Ребус-метод является одновременно и хорошим тренирующим, и точным тестирующим упражнением.

Устные ребус-примеры

Устные ребусы потрясающе развивают чувство ритма у ребенка, его внимание и концентрацию. Взрослых это тоже развлекает, решать такие ребусы на слух. Для устной игры мы приводим ниже примеры ребусов.

САМЫЕ ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ – ИЗ ДВУХ СЛОВ

маска-маска - МА-МА
пальма-пальма - ПА-ПА
туфли-чайник – ТУ-...
курица-чайник - ...
кактус-шарик -
санки-шарик -
ящик-маска -
дятел-дятел
лук-наволочка
ручка-кактус
листик-санки
письма-лампа
шишка-наволочка
юбка-лампа
кисточка-ножницы
вишни-ножницы
робот-заяц
ванна-заяц

ПЕРВАЯ СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ - МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

девочка-тигр
ножницы-гиря
голубь-рыба
ручка-кисточка
гусь-бык
ящик-мышка
ножницы-рыба
люстра-диск
кошка-нитки
письма-лыжи
листик-сыр
солнце-кисточка
листик-царь
утка-шишка
утка-сыр
ножницы-тыква
чайник-сыр
кошка-сыр

ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ ИЗ ТРЕХ СЛОВ

маска-шишка-наволочка
маска- листик-наволочка
аист-курица-лампа
бусы-маска-галстук
галстук-зебра-тапки
рак-кепка-тапки
гиря-тапки-рак
пальма-наволочка-маска
кактус-репка-тапки
рак-душ-галстук
заяц-ножницы-заяц
заяц-рак-заяц
рак-бочка-тапки
тигр-шишка-наволочка
аист-курица-лыжи
галстук-зебра-тыква
гиря-тапки-рыба
рак-кепка-тыква
письма-рак-тыква
лампа-домик-нитки
галстук -ложка-шишка
пальма -кепка-тыква
письма -жаба-маска
лук-жаба
утка-тюбик-гиря
рыба-банка-кит
пальма-утка-кит
кактус-череп-листик
череп-тыква-репка
утка-зонтик-рыба
пальма-ручка-санки
утка-робот-кит
маска-лыжи-шишка
курица-лампа-кит
робот-листик-кит

В принципе, любой взрослый может придумать свои ребусы. Лишь одно нужно не забывать: Каждое слово-картинка должно начинаться с ударения: кОшка, но не котЁнок. Потому что в слове "котёнок" первое О звучит как А, и любой малыш скажет КА вместо КО.

РЕБУСЫ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ

аист-наволочка-наволочка-сыр
пальма-утка-тигр-наволочка
бусы-рак-тигр-ножницы
гусь-сердце-нитки-царь
курица-курица-ручка-заяц
банка-тапки-репка-ящик
письма-аист-нитки-ножницы
облако-девочка-ящик-ложка
санки-море-ваза-рыба

РЕБУСЫ С БЕЗУДАРНЫМИ О, Е, Я

Трудности в понимании прочитанного возникают у ребенка, когда появляются безударные гласные О, Е, Я. Ребенок просто не узнаёт прочитанного слова, ибо в жизни оно звучит иначе.

солнце-банка-кактус
солнце-банка-кисточка
дом-робот-галстук
дом-робот-гиря
ножницы-галстук
облако-зебра-робот
кошка-маска-рыба
голубь-рак
наволочка-чайник-ложка
мышка-ложка
ложка-пальма-тапки
ложка-пальма-тыква
облако-санки
кошка-заяц
письма-робот-гиря
робот-галстук
кошка-робот-наволочка
кошка-робот-ваза
кошка-санки
солнце-робот-кактус
солнце-робот-кит
голубь-ложка-санки
голубь-ложка-ваза
бочка-робот-дама
повар-ложка-санки
молния-ложка-кошка
повар-голубь-дама
волк-робот-тапки
зонтик-ложка-торт
голубь-робот-дама
волк-ложка-сыр
бочка-ложка-торт
волк-робот-наволочка
тетерев-ложка
тетерев-лейка-галстук
лейка-белка-диск
мячик-солнце
перец-робот
пушка-галстук-ложка
дерево-вишни-царь
солнце-ваза
ель-дама
кошка-лейка-солнце
кошка-лейка-ножницы
репка-кактус

Ударение

Главная задача чтения – понять смысл прочитанных слов. Попробуем на нескольких примерах пояснить нашему взрослому читателю, что именно, кроме букв, мешает ребенку понимать смысл.
Возьмем простое слово МАШИНА.
Смысл данного слова действительно прост к пониманию: некий агрегат, механизм, может быть на колесах.
Но вот мы пишем это слово дважды и просим прочитать вслух: МАШИНА МАШИНА.
После короткой заминки взрослые приходят к выводу, что речь идет не о двух агрегатах, а лишь об одном, который принадлежит какой-то Маше. Для детей такое умозаключение без определенного навыка почти невозможно. Ребенок затрудняется создать множество различных вариантов ударения, он еще не умеет свободно импровизировать в ритмике речи. Два простейших слова оказываются ребенком при прочтении не понятыми.

И уж совершенно исключено, чтобы малыш понял ритмическую и смысловую разницу двух следующих предложений, несмотря на кажущуюся простоту их прочтения:
ЭТА МАШИНА МАШИНА
ЭТО МАШИНА МАШИНА
Изменение приписьме лишь одной буквы полностью меняет ритмику прочитанной вслух фразы. Слова ЭТО и ЭТА в устной речи произносятся совсем одинаково, и ребенок не знает о существовании слова ЭТО .

Другой пример, два слова: ПУГАЛО, ВОРОН.
Понятно, что речь идет о каком-то одном пугале и об одной черной птице.
Но в предложении ПУГАЛО ПУГАЛО ВОРОН говорится не о двух пугалах и одной птице, а все о том же единственном пугале, которое отпугивало целую стаю.

Приведенные примеры объясняют, почему у некоторых детей не получается понимать прочитанное, даже если они знают все буквы и уже легко складывают их в звуки. Перелистайте любую детскую книжку, и вы обнаружите, что без стойкого навыка чтения понять ее текст ребенку очень сложно, даже невозможно. Наибольшую трудность для понимания представляют собой короткие слова с измененными безударными огласовками, например ЭТО, ОНА, ОНО, КОЗА, ЕДА, ПЕРО и т.п. Дети не узнают их при чтении, потому что в устной речи принято произносить соответственно: ЭТА, АНА, АНО, КАЗА, ИДА, ПИРО. Длинные слова, такие как ОДЕЯЛО, ПИАНИНО, КОРОЛЕВА узнаются детьми гораздо легче, хоть и требуют большей концентрации внимания.

- Бочка-роза-дама, - задаем мы устное задание ребенку.
- БО-РО-ДА, - решает он его на слух и не может понять получившееся слово, потому что в жизни оно звучит как БА-РА-ДА.
- Голубь-роза-дама, - продолжаем мы задание.
- ГО-РО-ДА, - расшифровывает ребенок и не может понять слово во множественном числе.
- Повар-роза-дама.
- ПО-РО-ДА, - и опять не узнает, но не потому,что не знает про разные породы кошек и собак, а потому что не догадался переставить в слове ударение.

Именно эту задачу – тренинг концентрации внимания и постановки ударения – решает "Ребус-метод" еще до того, как ребенок ознакомится с буквами.

Источник: rebus-metod.com




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;