Обучение детей чтению онлайн тренажерами (буквы, слоги, чтение слов) - СТАТЬИ

Правила для занятия Ребус методом

Ребус-метод – это прежде всего игра, причем игра устная.

Для того, чтобы понять звуковой принцип игры, необходимо все указанные задания выполнять вслух, громко и ритмично.

Ребенок еще не знает букв, еще не умеет читать, и потому способен ориентироваться только на вслух произнесенные слова и звуки.

Игра имеет всего два правила.

Первое правило – как из целого слова выделить на слух его первый звуковой склад (в слове МАСКА не первую букву М и не первый слог МАС, а именно первый склад МА).

Для четырехлетнего ребенка это не составляет проблем, и уже через две-три минуты малыш овладевает нашим первым правилом.

Второе правило

– как из нескольких целых слов, громко и ритмично произнесенных вслух одно за другим, выделить их первые склады и понять новое получившееся слово.

Уже с первых минут первого же занятия детей увлекают удивительные превращения одних слов в другие. Задача учителя в эти минуты – продемонстрировать правила игры и удержать себя от ненужных объяснений.

Ничего не нужно объяснять!

Не нужно объяснять ребенку, что такое звук, слог или звуковой склад. Не нужно рассказывать, какими и сколькими буквами склад записывается. Не нужно даже показывать картинки или предметы.

Нужно всего лишь внятно и ритмично, словно стишки, произнести:

маска – МА

пальма – ПА

мышка – МЫ

шишка – ШИ

кошка – КО

ложка – …

Здесь рекомендуется сделать маленькую вопросительную паузу. Пусть ребенок поймет, что его приглашают поучаствовать в этой игре. Но ждать ответа не надо, продолжайте дальше:

Играйте! громко проговаривайте слова

… – ЛО

мячик – МЯ

чайник – ЧА

ветка – ВЕ

сетка – ...

ручка – РУ

Жучка – ...

Детям очень нравится в этой устной игре играть с именами:

Коля – КО

Оля – О

Маша – МА

Даша – ДА

Петя – ПЕ

Федя – ФЕ

Ира – И

Кира - КИ

Имена, разумеется, должны быть знакомы ребенку. Любой взрослый без затруднений подберет два-три десятка подходящих слов. Единственное, что необходимо учитывать: каждое слово должно обязательно начинаться с ударения, ибо безударные огласовки меняют свое звучание (кАтёнок, мИшок).

Как только ребенок понял правило "маска – МА" и стал вторить учителю, можно переходить к следующему шагу. Опять же не требуется лишних объяснений, нужно лишь внятно и ритмично произнести:

Складываем слова из складов!

маска-маска – МА-МА

пальма-пальма – ПА-ПА

туфли-чайник – ТУ-ЧА

курица-чайник – КУ-…

маска-шарик – МА-…

кактус-шарик – …

Два слова – это совсем легко. Сложнее удержать во внимании три слова:

маска-шишка-наволочка – МА-ШИ-…

маска-листик-наволочка – МА-…-…

бусы-маска-галстук – БУ-…-…

галстук-зебра-тапки – …

Как правило, дети 4-5 лет достаточно легко с первого занятия решают на слух задания из трех слов. А вот задания из четырех слов вызывают затруднения даже у шестилеток:

бусы-рак-тигр-ножницы – …

письма-рак-мишка-дама – …

облако-девочка-ящик-ложка – …

курица-курица-ручка-заяц – …

У детей слабая произвольная память!

Дети забывают исходные слова, теряют последовательность звуков, пытаются угадать конечное слово и часто ошибаются. Сказывается недостаток концентрации внимания, неумение сосредоточиться. С одной стороны, ради развития этих важных качеств стоило бы продолжать такой устный тренинг. Но можно и облегчить задание, дав наконец ребенку зрительную опору в виде предметов или их нарисованных изображений.

При появлении зримых объектов начинается процесс настоящего чтения. Необходимо своевременно и неоднократно указать детям направление чтения. Без подсказки взрослого дети пытаются называть элементы справа налево, и сбиваются к этому с удивительным постоянством.

Таким образом роль учителя в методике сводится к самым простейшим действиям.

Никаких сложных объяснений, никаких долгих подготовительных этапов, никаких многосерийных ролевых сюжетов, применяемых сегодня педагогами с единственной целью развлечь скучающего на занятии ребенка, сделать занятие забавным. В Ребус-методе дети достаточно увлечены самим процессом чтения, и процесс этот детям нравится.

Конечно же, не все дети одинаково успешны в обучении. Если учитель ведет занятие с целой группой детей, то наиболее сообразительные и активные ученики становятся образцом для отстающего ребенка: делай, как они, догони их, опереди их, соревнуйся с ними.

Если же взрослый занимается лишь с одним ребенком, и тот вдруг не понял правила игры – что ж, всегда можно остановиться и отложить до следующего раза. Очень может быть, данный ребенок еще слишком мал для подобных упражнений, еще не понимает, что такое начало слова и чего вообще хочет от него добиться этот взрослый.

Мы категорически не рекомендуем заниматься подобными играми с детьми, чьи речевые навыки и понятия еще не устоялись. Так, например, трехлетние дети способны всерьез перенести правила укорачивания слов в бытовое общение и спровоцировать этим искусственную задержку речевого развития. Если же ребенку для овладения Ребус-методом еще не хватает памяти, внимания, абстрактного мышления, и, если хотите, чувства юмора – это может наблюдаться и в четыре, и в пять, и даже в шесть лет, – то с этим ребенком просто рано заниматься чтением, слогово-пиктографическим или тем более фонемно-буквенным. Ребус-метод является одновременно и хорошим тренирующим, и точным тестирующим упражнением.

Устные ребус-примеры

Устные ребусы потрясающе развивают чувство ритма у ребенка, его внимание и концентрацию. Взрослых это тоже развлекает, решать такие ребусы на слух. Для устной игры мы приводим ниже примеры ребусов.

САМЫЕ ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ – ИЗ ДВУХ СЛОВ

маска-маска - МА-МА

пальма-пальма - ПА-ПА

туфли-чайник – ТУ-...

курица-чайник - ...

кактус-шарик -

санки-шарик -

ящик-маска -

дятел-дятел

лук-наволочка

ручка-кактус

листик-санки

письма-лампа

шишка-наволочка

юбка-лампа

кисточка-ножницы

вишни-ножницы

робот-заяц

ванна-заяц

ПЕРВАЯ СЛОЖНОСТЬ ДЛЯ ПОНИМАНИЯ - МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО

девочка-тигр

ножницы-гиря

голубь-рыба

ручка-кисточка

гусь-бык

ящик-мышка

ножницы-рыба

люстра-диск

кошка-нитки

письма-лыжи

листик-сыр

солнце-кисточка

листик-царь

утка-шишка

утка-сыр

ножницы-тыква

чайник-сыр

кошка-сыр

ПРОСТЫЕ РЕБУСЫ ИЗ ТРЕХ СЛОВ

маска-шишка-наволочка

маска- листик-наволочка

аист-курица-лампа

бусы-маска-галстук

галстук-зебра-тапки

рак-кепка-тапки

гиря-тапки-рак

пальма-наволочка-маска

кактус-репка-тапки

рак-душ-галстук

заяц-ножницы-заяц

заяц-рак-заяц

рак-бочка-тапки

тигр-шишка-наволочка

аист-курица-лыжи

галстук-зебра-тыква

гиря-тапки-рыба

рак-кепка-тыква

письма-рак-тыква

лампа-домик-нитки

галстук -ложка-шишка

пальма -кепка-тыква

письма -жаба-маска

лук-жаба

утка-тюбик-гиря

рыба-банка-кит

пальма-утка-кит

кактус-череп-листик

череп-тыква-репка

утка-зонтик-рыба

пальма-ручка-санки

утка-робот-кит

маска-лыжи-шишка

курица-лампа-кит

робот-листик-кит

В принципе, любой взрослый может придумать свои ребусы. Лишь одно нужно не забывать: Каждое слово-картинка должно начинаться с ударения: кОшка, но не котЁнок. Потому что в слове "котёнок" первое О звучит как А, и любой малыш скажет КА вместо КО.

РЕБУСЫ ИЗ ЧЕТЫРЕХ СЛОВ

аист-наволочка-наволочка-сыр

пальма-утка-тигр-наволочка

бусы-рак-тигр-ножницы

гусь-сердце-нитки-царь

курица-курица-ручка-заяц

банка-тапки-репка-ящик

письма-аист-нитки-ножницы

облако-девочка-ящик-ложка

санки-море-ваза-рыба

РЕБУСЫ С БЕЗУДАРНЫМИ О, Е, Я

Трудности в понимании прочитанного возникают у ребенка, когда появляются безударные гласные О, Е, Я. Ребенок просто не узнаёт прочитанного слова, ибо в жизни оно звучит иначе.

солнце-банка-кактус

солнце-банка-кисточка

дом-робот-галстук

дом-робот-гиря

ножницы-галстук

облако-зебра-робот

кошка-маска-рыба

голубь-рак

наволочка-чайник-ложка

мышка-ложка

ложка-пальма-тапки

ложка-пальма-тыква

облако-санки

кошка-заяц

письма-робот-гиря

робот-галстук

кошка-робот-наволочка

кошка-робот-ваза

кошка-санки

солнце-робот-кактус

солнце-робот-кит

голубь-ложка-санки

голубь-ложка-ваза

бочка-робот-дама

повар-ложка-санки

молния-ложка-кошка

повар-голубь-дама

волк-робот-тапки

зонтик-ложка-торт

голубь-робот-дама

волк-ложка-сыр

бочка-ложка-торт

волк-робот-наволочка

тетерев-ложка

тетерев-лейка-галстук

лейка-белка-диск

мячик-солнце

перец-робот

пушка-галстук-ложка

дерево-вишни-царь

солнце-ваза

ель-дама

кошка-лейка-солнце

кошка-лейка-ножницы

репка-кактус

Ударение

Главная задача чтения – понять смысл прочитанных слов. Попробуем на нескольких примерах пояснить нашему взрослому читателю, что именно, кроме букв, мешает ребенку понимать смысл.

Возьмем простое слово МАШИНА.

Смысл данного слова действительно прост к пониманию: некий агрегат, механизм, может быть на колесах.

Но вот мы пишем это слово дважды и просим прочитать вслух: МАШИНА МАШИНА.

После короткой заминки взрослые приходят к выводу, что речь идет не о двух агрегатах, а лишь об одном, который принадлежит какой-то Маше. Для детей такое умозаключение без определенного навыка почти невозможно. Ребенок затрудняется создать множество различных вариантов ударения, он еще не умеет свободно импровизировать в ритмике речи. Два простейших слова оказываются ребенком при прочтении не понятыми.

И уж совершенно исключено, чтобы малыш понял ритмическую и смысловую разницу двух следующих предложений, несмотря на кажущуюся простоту их прочтения:

ЭТО МАШИНА МАШИНА

Изменение при письме лишь одной буквы полностью меняет ритмику прочитанной вслух фразы. Слова ЭТО и ЭТА в устной речи произносятся совсем одинаково, и ребенок не знает о существовании слова ЭТО .

Другой пример, два слова: ПУГАЛО, ВОРОН.

Понятно, что речь идет о каком-то одном пугале и об одной черной птице.

Но в предложении ПУГАЛО ПУГАЛО ВОРОН говорится не о двух пугалах и одной птице, а все о том же единственном пугале, которое отпугивало целую стаю.

Приведенные примеры объясняют, почему у некоторых детей не получается понимать прочитанное, даже если они знают все буквы и уже легко складывают их в звуки. Перелистайте любую детскую книжку, и вы обнаружите, что без стойкого навыка чтения понять ее текст ребенку очень сложно, даже невозможно. Наибольшую трудность для понимания представляют собой короткие слова с измененными безударными огласовками, например ЭТО, ОНА, ОНО, КОЗА, ЕДА, ПЕРО и т.п. Дети не узнают их при чтении, потому что в устной речи принято произносить соответственно: ЭТА, АНА, АНО, КАЗА, ИДА, ПИРО. Длинные слова, такие как ОДЕЯЛО, ПИАНИНО, КОРОЛЕВА узнаются детьми гораздо легче, хоть и требуют большей концентрации внимания.

  • Бочка-роза-дама, - задаем мы устное задание ребенку.
  • БО-РО-ДА, - решает он его на слух и не может понять получившееся слово, потому что в жизни оно звучит как БА-РА-ДА.
  • Голубь-роза-дама, - продолжаем мы задание.
  • ГО-РО-ДА, - расшифровывает ребенок и не может понять слово во множественном числе.
  • Повар-роза-дама.
  • ПО-РО-ДА, - и опять не узнает, но не потому,что не знает про разные породы кошек и собак, а потому что не догадался переставить в слове ударение.

Именно эту задачу – тренинг концентрации внимания и постановки ударения – решает "Ребус-метод" еще до того, как ребенок ознакомится с буквами.

Источник: rebus-metod.com

Обучение чтению по слогам; Обучение буквам русского алфавита; Короткие тексты для чтения; Статьи на тему подготовки детей к школе; Обучение дошкольников чтению; Статьи на тему подготовки дошкольников к школе;


Статьи по теме ОБУЧЕНИЯ ЧТЕНИЮ


Обучение чтению онлайн тренажерами