Постановка звуков | Обучение чтению

Игры на развитие мелкой моторики у детей

Наверное уже ни кому из родителей не надо рассказывать, о том как для общего развития ребенка, особенно для его речи нужно развивать мелкую моторику рук. Ведь именно на кончиках пальцев расположены функции всех отделов головного мозга. Поэтому чтобы Ваш ребенок смог без проблем научится читать, у него были развиты мыслительные центры головного мозга, надо развивать движения пальцев рук. Именно мелкая моторика рук взаимодействует с такими высшими свойствами сознания как - внимание, мышление, координация, воображение.

Конечно же, в игре. Помнится, в мои детские годы у каждого ребенка была мозаика. Наверное, наши родители и не догадывались о том, что, покупая эту игрушку, они помогают нам развивать мелкую моторику, но собирать из разноцветных фишек картинки было очень увлекательно. Хорошей заменой мозаике являются пазлы.

В них есть мелкие детали, которые надо соединять между собой. Помимо моторики, пазлы развивают воображение ребенка и учат его различать цвета. Выбор наборов пазлов настолько широк, что без труда можно найти сюжет, наиболее интересный вашему малышу. При выборе пазлов надо исходить не только из эстетических предпочтений ребенка. Здесь действует правило: чем старше ребенок, тем мельче должны быть детали и, соответственно, наоборот. Отлично развивают мелкую моторику конструкторы.

Игры на развитие мелкой моторики для малышей

Маленьким детям покупают конструкторы с крупными деталями. Например, кубики – это тот же конструктор, но он безопасен для двухлетнего малыша, а модель самолета, которую надо собрать из множества мелких элементов, предназначена для детей старшего возраста.

Сейчас продаются и резиновые, и магнитные конструкторы, собирать которые будет интересно не только детям, но и взрослым. Найти предметы, с которыми ребенок будет с увлечением играть, можно практически везде, например, на пляже.

Мелкая моторика с помощью подручного материала

Как можно развить мелкую моторику у ребенка с помощью подручного материала? Из камушков разных размеров можно выкладывать дороги и башни. Тот же замок из песка – это отличный объект для развития мелкой моторики. Понятно, что маленьким детям мелкие детали давать нельзя, как же тогда развивать у них мелкую моторику? Научите малыша расстегивать и застегивать пуговицы, они хоть и мелкие, но пришиты. Под вашим присмотром ребенок не сможет нанести себе вреда.

Дети постарше учатся завязывать шнурки, раскручивать и закручивать пробки на бутылках. Лепка из глины или пластилина – прекрасное средство для развития мелкой моторики. Лепите с ребенком людей, животных, цветы, фрукты. Придумывайте для вылепленных игрушек сюжеты и разыгрывайте сказки в лицах. Помимо мелкой моторики, у вашего малыша будет развиваться фантазия, он раньше начнет хорошо и грамотно разговаривать, научится связно излагать мысли. Вообще занятия любым видом творчества – это ответ на вопрос, как развить мелкую моторику у ребенка.

Когда малыш рисует, он учится правильно держать карандаш или кисть, учится применять различную силу нажима. Начинать развивать мелкую моторику надо с самого рождения.

Грудничкам очень полезно просто массировать пальчики, об этом знает каждая мама. Даже погремушки – это инструмент для развития мелкой моторики. Игры с использованием мелких предметов, из которых надо что-то сложить или построить, что-то взять, прикрутить или отвинтить, на что-то надеть, куда-то положить или насыпать, сжать или разжать – это то, что поможет вашему малышу в будущем лучше усваивать школьную программу.

Такие занятия развивают не только воображение и мелкую моторику, но и память, аккуратность, глазомер, ассоциативное мышление, умение анализировать и принимать решения.

Развитие речи и мелкой моторики у детей

Кто из взрослых не замечал, как любят дети играть со словом? Ребенок еще не произносит слов, вдруг случайно вырывается звук, и вот он уже повторяет его на все лады - гулит. Сколько радости в глазах ребенка во время гуления! Он играет со звуком.

Затем, играя со словом, дети начинают понимать родной язык, усваивают его структуру, учатся разговорной речи. Не случайно почти все народные потешки построены на диалогах. Малыши любят рифмованную речь, ее звучание, они испытывают огромное удовольствие, когда им читают стихи.

Предлагаем Вашему внимаю сборник стишков и потешек для пальчиковых игр. Каждая мама может играть со своим малышом в эти игры. Многие из этих игр к нам пришли от бабушек, поэтому любая мама имеет представление, как в них надо играть. Ведь в этих играх важна и интонация, с которой прочитываются потешки, и движения рук и пальцев.

Игры на развитие речи и мелкой моторики у детей

«Дарики - комарики»

– игра одновременно несложная, обучающая и яркая: для изображения комариков руки складываются щепотью и описывают круги, при этом издается неизменно вызывающий восторг звук «В-з-з-з-з-з!», а потом поясняется, что комарики «вились-кружились – в щечки (или куда-нибудь еще) вцепились – кусь-кусь-кусь-кусь!» Легкое пощипывание названной части тела при словах «кусь-кусь» тоже нравится большинству детей и смешит их.

Дарики, дарики,

Ай да комарики!

Вились, вились,

Вились, вились,

В носик вцепились!

В ушко вцепились!

В волоски вцепились!

В коленки вцепились!

-Закусали нас комарики. Давайте их прогоним:

-Кыш-кыш-кыш!

«Квасим капусту»

Это что еще за куст?

Стоя, руки перед грудью в «замке»

Куст «распружинился», подрос – руки соединены только основаниями ладоней и кончиками пальцев. Ладони чуть-чуть поворачиваем во встречном направлении и при этом издаем хруст, как умеем (горлом, языком, щеками…) Детям очень нравится!

- Как же мне без хруста,

Тут наша «капуста» вырастает и становится размером с кольцо из рук, кончики пальцев соединены над головой. В порядке разминки можно в этом положении проверить осанку и прочувствовать каждую мышцу спины.

Если я – капуста?

Мы капусту рубим, рубим,

«Рубим капусту» на поверхности воображаемого стола ребрами ладоней. Взрослый за время произнесения этой строчки вполне может «порубить капусту» от одного края стола до другого и обратно, расстояние между краями примерно 60 см. Детям достаточно рубить на одном месте.

Мы капусту солим, солим,

Обе руки сложены щепотью и «солят». Если вы еще и разминаетесь, можете «посолить» большую поверхность (руки движутся вперед и назад).

Мы капусту мнем, мнем,

Сжимаем и разжимаем кулаки

А морковку трем, трем,

Трем ладони друг об друга – для тренировки держите их на уровне груди и нажимайте на ладони с силой, это упражнение укрепляет грудь.

Пе-ре-ме-ши-ва-ем!

Перемешиваем – в горизонтальной плоскости.

В бочки плотно набиваем

Ладонь на ладони, «уминаем» капусту, не наклоняясь, а сгибая и выпрямляя локти – тоже следите за грудными мышцами, если вы разминаетесь.

И в подвалы составляем.

В таком же положении глубоко наклоняемся и кладем на пол сложенные ладони.

Эх, вкусная капуста!

Выпрямляемся и гладим себя по животу.

«Строим стенку»

(на основе разработок Екатерины Бурмистровой)

1. Строим стенку,

Выше, выше,

Прямые ладони держим горизонтально перед собой (мизинец каждой смотрит вниз, большой палец – вверх, внутренняя поверхность ладоней обращена к груди), поочередно «нижнюю» ладонь кладем на «верхнюю», имитируя кирпичную кладку.

2. Добрались уже до крыши!

К моменту произнесения этих слов «стенка» должна «дорасти» примерно до глаз. Складываем из ладоней двухскатную крышу: конек – соприкасающиеся кончики средних пальцев, скаты – ладони и предплечья.

3. Чья крыша выше?

Выше, выше, выше!

Сложенные руки тянутся-тянутся-тянутся вверх! Взрослые, следите, чтоб ваш позвоночник растягивался вслед за руками! (одна девочка даже на стул вставала, чтобы ее крыша была выше!)

4. Прорубили мы окошко,

И дверку для кошки,

И дырочку для мышки:

Пи-пи-пи-пи–пи!

Называемые отверстия изображаются большими и указательными пальцами: большой четырехугольник, арка, маленькая круглая дырочка. Строки про мышку произносятся тоненьким голоском.

"Вьюшки"

Сначала – большие Вьюшки – крутим кулачками.

Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!

Колотушки колочу! (стучим кулачками друг о друга)

Заколачиваю, приколачиваю!

Потом – маленькие Вьюшки – пальчиками.

Вьюшки, вьюшки, вьюшки, вью!

Колотушки колочу!

Заколачиваю, приколачиваю!

"Дом"

Стук, стук, постук,

раздается где-то стук.

Молоточки стучат, строят домик для зайчат (кулачками друг о друга стучим).

Вот с такою крышей (ладошки над головой).

Вот с такими стенами (ладошки около щечек).

Вот с такими окнами (ладошки перед лицом).

Вот с такою дверью (одна ладошка перед лицом.)

И вот с таким замком (сцепили ручки).

На двери висит замок.

Кто его открыть бы мог?

Повертели,

Покрутили,

Постучали,

И – открыли! (расцепили ручки)

"На мельнице"

На мельнице, на вертенице (крутим кистями вокруг друг друга),

подрались 2 карася (кончиками пальцев обоих рук соприкасаемся несколько раз),

вот и сказочка вся (разводим руками).

"Пальчики"

Этот пальчик – бабушка.

Этот пальчик – папа,

Этот пальчик – мама,

Этот пальчик – я,

Вот и вся моя семья!

Этот пальчик — в лес пошёл.

Этот пальчик — гриб нашёл.

Этот пальчик — занял место.

Этот пальчик — ляжет тесно.

Этот пальчик — много ел,

Оттого и растолстел.

(Загибаем пальчики)

Этот пальчик хочет спать,

Этот пальчик лёг в кровать,

Этот пальчик лишь вздремнул,

Этот пальчик уж заснул.

Этот крепко, крепко спит.

Тише! Тише, не шумите!

Солнце красное взойдёт,

Утро ясное придёт.

Будут птички щебетать,

Будут пальчики вставать!

(пальчики разгибаются)


Статьи по ЛОГОПЕДИИ


Обучение чтению онлайн тренажерами