Выполнение рекомендаций логопедического раздела сайта позволит вам получить положительную динамику развития и коррекции речи детей. Будьте терпеливы, ласковы, спокойны, уверены в своих силах во врем занятия логопедическими упражнениями, и у вас все получится. Весь предоставленный на сайте логопедический материал, Вы можете использовать в качестве логопедического пособия! Регулярные занятия по дикции или постановке звуков положительно скажутся на настроении ребенка. Дети с нарушениями речи часто нуждаются в речевых группах специальных детских садов. Логопедические дети нуждаются в целенаправленной систематической заботе. Речь — высшая психическая функция человека. Она обеспечивается головным мозгом, поэтому, отклонения в ее работе должны быть вовремя замечены и исправлены. Проявляйте терпение при занятиях с детишками.
Диагностика задержки речевого развития у детей
Комплексная диагностика задержки речевого развития у детей предполагает самые различные обследования:
- сурдолог оценивает слух и выявляет его проблемы;
- проводится возрастное тестирование: тест для выявления уровня психомоторного развития (денверский), по шкале раннего речевого развития, по шкале Бейли (оценка развития новорождённых);
- беседа с родителями выявляет способы общения ребёнка с ними;
- определяется моторика мышц лица, если есть затруднения при грудном вскармливании и наблюдается неспособность малыша повторять языком движения;
- сравнение воспроизведения и понимания речи;
- выясняется стимуляция речевого развития посредством анализа сведений о домашнем воспитании ребёнка, его окружении, которое должно помогать ему общаться.
Педагогическая коррекция задержки речевого развития у детей
Лекарственная помощь оказывается нерезультативной при отсутствии вспомогательного педагогического воздействия. Дефектолог корректирует (исправляет и ослабляет) негативные тенденции развития, предупреждает возникновение вторичных отклонений и трудностей. Он использует для этого наглядные, технические, практические средства реабилитации, регулярно проводит с детьми игровые занятия по индивидуальному плану. Для лечения общей методики нет: помочь может только индивидуальный подход.
Признаки значительной задержки речевого развития:
- Если в 2,5 года активный словарный запас менее 20 слов и словоподражаний. Не знает названий окружающих предметов и частей тела: не может по просьбе показать на знакомый предмет или принести что-либо, находящееся вне поля зрения. Если в этом возрасте не умеет составлять фразы из двух слов (например, «дай воды»)
- Если трёхлетний малыш говорит настолько непонятно, что его с трудом понимают даже родные. Он не говорит простых предложений (подлежащее, сказуемое, дополнение), не понимает простых объяснений или рассказов о событиях в прошлом или будущем.
- Если трёхлетний ребёнок «тарахтит», то есть говорит слишком быстро, глотая окончания слов или, наоборот, крайне медленно, растягивая их, хотя дома примера такой речи нет.
- Если в три года ребёнок говорит в основном фразами из мультиков и книжек, но не строит собственные предложения – это признак серьёзного отклонения в развитии.
- Если в три года малыш зеркально повторяет то, что говорят при нём взрослые, пусть даже и к месту – это причина срочного обращения к специалисту, причём психиатру!
- Если у малыша любого возраста постоянно приоткрыт рот или наблюдается повышенное слюноотделение без явных причин (не связанное с ростом зубов)
Лекарственная терапия задержки речевого развития у детей
При ЗРР нередко назначаются медикаментозные препараты различного действия, которые помогают восстановить речь. Кортексин, нейромультивит, актовегин, лецитин выступают в роли «активного питания» для нейронов мозга. Когитум — препарат, «подхлестывающий» деятельность речевых зон. Лекарства исключают самолечение и назначаются только неврологом или психиатром.
Логопедическое упражнение на развитие слуха и внимания
Жмурки с колокольчиком - Жмурки – популярная игра, в которую играли еще наши прабабушки. Забава послужит на пользу Вашему ребенку – и весело, и полезно. Во время игры водящему завязывают глаза и он, идя на звук колокольчика, пытается поймать товарища. Внимание! Эта игра может быть опасной – следите, чтобы ребенок не наткнулся на угол или не ударился.
Простые приемы массажа для развития речи у ребенка:
- поглаживание от кончиков пальцев вверх – каждый пальчик, а после – кисть руки;
- растирание пальчиков – большим пальцем рисуем спиральки, продвигаясь от кончика детского пальца вверх (каждый пальчик, а после кисти рук);
- сгибаем-разгибаем пальчики (несколько раз каждый);
- осторожно вращаем кисть по часовой стрелке и против (в запястном суставе).
Что такое логопедическое домашнее задание?
Логопедическое домашнее задание — это индивидуальная форма учебной деятельности дошкольника, которая осуществляется без непосредственного руководства и контроля со стороны учителя-логопеда, но по его поручению.
Как правильно помогать выполнять логопедические задания ребенку
Помогайте ребёнку в выполнении домашнего задания только в том случае, если он в этом нуждается.
Не пытайтесь выполнять задание за своего ребёнка, лучше пусть он вообще не сделает домашние задание, чем сделаете его вы. Ведь логопед наверняка увидит, что явно выполнено взрослым, и ребенок честно скажет, что это сделала мама, когда он спал. Лучше не сделать вообще, чем учить ребенка такому обману – потом это обернется против самих родителей.
Просите помощь у специалистов, если она нужна
Консультируйтесь с учителем-логопедом, если видите, что ваш ребёнок испытывает затруднения с подготовкой домашних заданий или вам что-либо непонятно по его выполнению.
Таблицы слогов и проблемы с произношением букв у детей
Слоги расположены столбиками, построенными по одному образцу (гласные меняются всегда в одной и той же последовательности). Отработку этих столбиков лучше производить последовательно: пока не получается точно и легко повторять слоги из первого столбика, ко второму не переходим. В конце работы по дифференциации звуков в слогах - слоги даем вразнобой (из любого столбика).
Проблемы с речью у детей
В зависимости от продолжительности воздействия неблагоприятных факторов и от того, какой участок мозга повреждён, возникают речевые дефекты различного типа. Проблемы с речью могут быть лишь одним из проявлений общего нарушения деятельности нервной системы и сопровождаться интеллектуальной и двигательной недостаточностью.
Задержка речевого развития
Первый симптом, который должен насторожить родителей – если двухлетний ребенок молчит или его речь не соответствует тем критериям, которые мы обсуждали в статье «во сколько дети начинают говорить». Данное нарушение речи называют задержкой речевого развития, которое достаточно легко исправить, при соблюдении всех рекомендаций логопеда и психотерапевта. При регулярном посещении логопеда кроха уже к трем годам не только догонит, но и перегонит своих сверстников.
Темп артикуляционной гимнастики
Для достижения максимальной эффективности темп артикуляционных упражнений должен быть замедленный. Проделав артикуляционную гимнастику и убедившись, что все части речевого аппарата по отдельности работают активно, обратите внимание на общую артикуляцию во время разговора или чтения текстов. Речь должна быть внятной, но ненавязчивой!
Примерные игровые задания для развития речи у ребенка
Игра «Поймай звук» (из ряда звуков, из ряда слогов, из ряда слов).
Задача: развивать слуховое внимание, фонематический слух.
Взрослый называет звук, а ребенок поднимает синий или зелёный квадратик. Потом слово. Если в начале слова слышится твёрдый звук, нужно поднять синий квадратик, если мягкий – зелёный (Снег, зима, лыжи и др.).
Как правильно произносятся звуки
Для четкой артикуляции нужны сильные, упругие и подвижные органы речи - язык, губы, небо. Артикуляция связана с работой многочисленных мышц, в том числе: жевательных, глотательных, мимических. Процесс голосообразования происходит при участии органов дыхания (гортань, трахея, бронхи, легкие, диафрагма, межреберные мышцы). Таким образом, говоря о специальной логопедической гимнастике, следует иметь в виду упражнения многочисленных органов и мышц лица, ротовой полости, плечевого пояса, грудной клетки.
Статьи по ЛОГОПЕДИИ
- Логопедические диагнозы
- Физкультура для детей
- Постановка звуков после инсульта чем может быть полезны тренажеры для детей
- Загадки придуманные детьми. Детские загадки для детей.
- Постановка обычно начинается с глухого твердого с.
- Чтение слов без знания букв овощи
- Развитие речи у дошкольника
- Слоги на букву П для обучения чтению.