Как объяснять необходимые правила

Как известно, в русском языке не все звуки совпадают с буквами, но дошкольнику трудно в этом разобраться. Однако наш ребенок научился говорить, не зная никаких принципов фонетики, просто подражая произношению окружающих, и точно так же он может научиться читать. Ребенок просто верит нам на слово и затем привыкает, что, например, слово «оса» начинается с буквы «о». Верит, хоть и часто с трудом, что «жи» и «ши» пишутся с «и», а читаются с «ы».

В школе, когда мозг нашего малыша дозреет, он без труда сможет понять, чем, например, отличаются йотированные гласные от остальных, но научиться различать гласные и согласные, знать, что такое слоги и ударения все-таки необходимо. Иначе ребенок не сможет читать длинные слова и тексты.

Вспомним, например, школьное определение: «Гласные звуки поются и легко проходят через рот, не встречая препятствий». Теперь покажем ребенку в зеркале, как по-разному ведут себя губы и язык, произнося эти звуки. Продемонстрируем, что само название гласных звуков говорит о том, что произношение их требует голоса:

- Попробуй спеть «а».

- Теперь спой «ш». Какой звук поется, а какой нет?

Однако чтобы ребенку было проще их узнавать при чтении, со временем нужно просто запомнить все десять гласных звуков. Для этого снова можно придумать сказку-игру про десять букв, которые подружились между собой.

Нужно настойчиво объяснять ребенку, что в слове столько слогов, сколько в нём гласных, а согласных может быть и много, и ни одной. Ведь то, что для нас очевидно, ребенок возможно не понимает. Можно снова оживить занятия, сказав ребенку, что слоги спрятались, и он должен их найти. Научившись считать слоги в написанном слове, ребенок легко научится пересчитывать слоги на слух. Ведь это очень интересно, когда движения подбородка помогают подсчитывать слоги.

- Сколько раз ударил подбородок по твоей руке, пока ты проговаривал слово? Два? Молодец! Правильно посчитал. Теперь ты знаешь, что в этом слове два слога!

Изучение слогов и ударений требует большей эмоциональности. Предложите ребенку произнести слово с радостью и восторгом, и он скорее услышит и сколько в слове слогов, и на какой слог падает ударение.

После того как ребенок узнал, что такое слоги, мы начинаем учить его правильно читать слова, предварительно не разделенные черточками на слоги.

«Я выложила из букв два слова «оса» и «утка».

- Посмотри! – обратилась я к Оленьке, если слово начинается на гласную, то она ищет, не поделится ли следующий слог с ней согласной.

Затем я беру буквы и снова составляю слово «оса» и от их имени разыгрываю мини-спектакль.

- Поделись со мной, пожалуйста. Одолжи мне согласную «с», - просит буква «о»

- Нет, не дам. Она у меня только одна. Мне она самой больше нужна, - отвечает «а».

- Ладно, тогда меня одну читать будут! – гордо говорит буква «о».

- Если перед второй в слове гласной стоит только одна согласная, то вторая гласная забирает ее себе, - поясняю я для порядка, так как знаю, что Оленька слышит только сказки, а объяснения пропускает мимо ушей, - а первая гласная остается одна, и в первом слоге оказывается только одна буква. Например, так «о-са».

Я вижу, что взгляд Оленьки уходит в сторону, и на ходу «очеловечиваю» буквы:

- В слове «утка» две согласные между первой и второй гласной, видишь? Поэтому вторая гласная «а» в этом слове добрая и поделилась с гласной «у»: «ут-ка».

- Расскажи еще раз эту сказку про жадные и добрые согласные, - просит Оленька.

Я рассказываю ей эту сказку еще несколько раз, и мы начинаем в нее играть. Я выкладываю слово «ушко». Мы договариваемся, что гласную «у» играет Оленька, а вторую гласную «о» – я.

- О, поделись со мной, пожалуйста. Дай мне согласную «ш», - просит Оленька за букву «у».

- Бери, мне не жалко, у меня их две, - отвечаю я за «о».

- Спасибо! Теперь у меня слог «уш» получился, - благодарит Оленька.

- А у меня – «ко».

- Ушко! – радуется Оленька.

В следующем слове мы меняемся ролями.

Благодаря удачной игре, я теперь только иногда напоминаю Оленьке:

- Посмотри, перед второй гласной осталась одна согласная. Станет она делиться с первой?».

Это наблюдение во второй его части не совсем точное. Есть слова, в которых много согласных между двумя первыми гласными, но первый слог все равно состоит из одной гласной, однако, эта игра-сказка научит ребенка обращать внимание на состав слова и со временем автоматически проверять «поделится» ли второй слог согласными с первым. Ребенку же легче понять нереальный сказочный сюжет, чем сухие правила, поэтому в каждом новом правиле мы ищем крупицы сказки.




Чтение по складамБуквы; ПрописьКнижки; Английский;   Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение; Обучение дошкольников чтению; Подготовка детей к школе;