Психология адаптации детей
Мы в процессе жизни проходим разные этапы социальной адаптации, сначала это детский
сад, потом школа. В процессе жизни изменяется наш социальный статус, наша социальная
роль. Это откладывает отпечаток на нашу жизнь, на наш характер. Появление ребенка
в новом коллективе, да и не только ребенка - всегда стресс. Новым коллективом может
быть - детский сад, школа, а позже просто переход из одного коллектива в другой.
Реакцию ребенка в этих случаях никогда не предугадаешь, у всех происходит все по
разному. Можно перечислить разные факторы, которые повлияют на адаптацию ребенка
в коллективе. Главное в этот момент быть внимательными к своим детям, чтобы суметь
им вовремя помочь, поддержать их.
В широком смысле адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два спектра: биологический и психологический.
Биологический уровень, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.
Психологический аспект адаптации состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами. Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).
Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими и его активная деятельность. Социальная адаптация означает, что человек способен обучаться, работать, адекватно выстроить систему отношений с окружающими, менять свое поведение в соответствии с ожиданиями других.
Адаптация детей к школе
В широком смысле адаптация – это приспособление к окружающим условиям. Адаптация человека имеет два спектра: биологический и психологический.
Биологический уровень, общий для человека и животных, включает в себя приспособление к постоянным и изменяющимся условиям среды: температуре, давлению, освещенности, влажности, а также к изменениям в организме: заболеванию, изменениям в организме, ограничению каких-либо функций.
Психологический аспект адаптации состоит в приспособлении личности к существованию в соответствии с требованиями общества и собственными потребностями и интересами. Социальная адаптация осуществляется путем усвоения норм и ценностей данного общества (или, по крайней мере, ближайшего окружения: семьи, определенной социальной группы).
Основные проявления социальной адаптации – взаимодействие (в том числе и общение) человека с окружающими и его активная деятельность. Социальная адаптация означает, что человек способен обучаться, работать, адекватно выстроить систему отношений с окружающими, менять свое поведение в соответствии с ожиданиями других.
Адаптация детей в новом коллективе
О том, что начало обучения в школе — один из самых серьезных моментов в жизни ребенка. Но что значит «серьезный момент»? Типичные ответы родителей: «Новый коллектив», «Новые занятия, учительница», «Новые обязанности», «Много новых впечатлений», «Большие нагрузки». Большая часть родителей оценивает начало обучения в школе как переломный этап в социально-психологическом плане. Это действительно так. Новые контакты, новые отношения, новые обязанности, новая социальная роль — ученик — со своими плюсами и минусами. Но почему-то забывается, что школа — это и совершенно новые условия жизни и деятельности ребенка, это большие физические и эмоциональные нагрузки.
Изменяется вся жизнь: все подчиняется школе, школьным делам и заботам.
Адаптация ребенка в начале обученияНачало обучения — очень напряженный период еще и потому, что школа с первых же дней ставит перед ребенком целый ряд задач, не связанных непосредственно с его предыдущим опытом, но требующих максимальной мобилизации физических и интеллектуальных сил. Трудно все: сам режим учебных занятий (с перерывами не «когда хочется», а через долгих 35 минут), и обилие новых впечатлений, которыми нельзя тут же поделиться, и эмоции, которые приходится сдерживать. Трудно не отвлекаться и следить за мыслью учительницы, трудно сидеть в определенной позе и просто сидеть так долго.
С началом систематического обучения в школе удельный объем статических нагрузок (а сидение в определенной позе и есть такая нагрузка) значительно возрастает. Для детей, особенно шести - семилетних, статическая нагрузка является наиболее утомительной.
Бесплатные раздаточные материалы по теме ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ
- Ночные страхи у малышей
- Страхи детей
- Что такое адаптация
- Признаки аутизма
- Кризис 3 лет
- Пусть у вашего ребенка будут счастливые мысли. Если дети чем то
- Наказание ремнем детей
- Бороться с детскими страхами можно через игры. К примеру, дайте
- Адаптация детей к условиям детского сада
- Психология адаптации детей