Детская психология

Что такое адаптация?

Формулировка адаптации звучит следующим образом - это когда организм привыкает, приспосабливается к новой обстановке, к новой среде. Адаптация протекает на психологическом, физиологическом и поведенческом уровне.

У каждого ребенка адаптация к новой ситуации, к новому коллективу может проходить по разному. Это дело очень индивидуальное, зависит от ребенка, от его индивидуальных способностей. Когда ребенок приходит в любое образовательное учреждение, это почти всегда сопровождается разными психическими трудностями для него. Новые для человека социальные условия требует к ним приспособления.

Адаптация – это перестройка организма, направленная на приспособление к новым условиям. Адаптация первоклассника к школе может длиться от двух до шести месяцев. Самое трудное время для организма ребенка – первые две-три недели. Насколько простым и естественным будет переход из детского сада в школу, зависит, конечно, в первую очередь от подготовленности ребенка, его интеллектуального и эмоционального развития, навыков общения, особенностей характера. Несомненно, важную помощь в адаптации оказывают родители первоклассника.

Советы по адаптации

  • соблюдайте режим дня. В связи с увеличением психической и физической нагрузки важно соблюдать правильный режим. Если ребенок просыпается в 7 утра, то до 12-ти дня наблюдается рост активности. После уроков необходима прогулка на свежем воздухе. К 12 часам обед, после - дневной сон. А уж потом можно заниматься уроками. Следует ограничивать просмотр телевизора и компьютерные игры до часа в день. В десять вечера ребенок уже должен спать.
  • искренне интересуйтесь школьными новостями. Делайте это непринужденно, а не превращайте в допрос. Умейте выслушать до конца, не перебивая. Если вы сталкивались с подобными трудностями, расскажите ребенку о собственном опыте. Не забывайте, игровая деятельность для первоклассника остается ведущей. Поэтому дома можно проиграть проблемную ситуацию. И вместе с ребенком разобраться в ней.
  • не скупитесь на похвалу. Даже незначительные успехи заслуживают похвалы. В глазах родителей их ребенок должен быть успешным. Благодаря такой позиции, вы сформируете у своего чада позитивную самооценку и уверенность в своих силах.

  • дружите с учителем! Для первоклассника авторитет педагога непререкаем. Очень часто родители обсуждают и критикуют учителей в присутствии ребенка, что недопустимо. Если родители будут активно включаться в школьную жизнь ребенка, они помогут маленькому ученику быстро адаптироваться к школе.
  • помогайте в обучении. Первые недели, месяцы в школе требуют от ребенка ритма и психологической деятельности. Формировать у ребенка отношение к школьным делам, научить правильно распределить свое время, очертить новый круг обязанностей. Даже если первоклашкам не задают домашнего задания, это еще не означает, что дома не надо открывать учебники.
  • научите детей отдыхать! Учеба — это тяжелый труд. Ребенок тратит большое количество энергии. При этом двигательная активность ребенка становится в два раза меньше, чем это было до поступления в школу. А потребность же в движении остается большой. Задумайтесь, как вы сами отдыхаете? Если выходные вы проводите перед телевизором, за стиркой и уборкой, вряд ли от такого «отдыха» будет ребенку польза. Лучший отдых — новые впечатления, новые знакомства, новая обстановка. Ходите с ребенком в гости, посещайте разные уголки города, музеи, парки.
  • научите ребенка завоевывать авторитет позитивными способами. Для малыша важно занять свое, достойное место в группе сверстников. Зачастую дети выбирают самые простые пути: агрессию, непослушание, сквернословие и прочее. Расскажите о других способах, например, о прилежном поведении, спортивных достижениях, умении хорошо читать.
  • любите своего ребенка! Лишь за то, что это ваш ребенок. Чувствуя любовь родителей, он будет уверенней в себе и с легкостью преодолеет все возникающие трудности.

Признаки успешно адаптации

  • Удовлетворенность ребенка процессом обучения. Ему нравится в школе, он не испытывает неуверенности и страхов.
  • Насколько легко ребенок справляется с программой. Если школа обычная и программа традиционная, а ребенок испытывает затруднения при обучении, необходимо поддержать его в трудный момент, не критиковать излишне за медлительность, а так же не сравнивать с другими детьми. Все дети разные.

  • Если программа сложная, да еще и предполагает изучение иностранного языка - внимательно следите, не является ли такая нагрузка для ребенка чрезмерной. Лучше вовремя откорректировать это, иначе начнутся проблемы со здоровьем. Может быть, в другом классе, с меньшей нагрузкой, ребенок почувствует себя комфортнее?
  • Очень важно на первых порах вселить в школьника уверенность в успех, не давать ему поддаваться унынию ("У меня ничего не получится!"), иначе бороться с апатией вы будете очень долго.
  • Признак успешной адаптации - это степень самостоятельности ребенка при выполнении им учебных заданий, готовность прибегнуть к помощи взрослого лишь ПОСЛЕ попыток выполнить задание самому. Частенько родители слишком усердно "помогают" ребенку, что вызывает порой противоположный эффект. Ученик привыкает к совместному приготовлению уроков и не хочет делать это в одиночку. Здесь лучше сразу обозначить границы вашей помощи и постепенно уменьшать их.

  • Самым важным признаком того, что ребенок полностью освоился в школьной среде, является его удовлетворенность межличностными отношениями - с одноклассниками и учителем.


Бесплатные раздаточные материалы по теме ДЕТСКОЙ ПСИХОЛОГИИ


Обучение чтению онлайн тренажерами