Ребёнок не хочет учиться

Многие родители сталкиваются с тем, что их ребенок говорит что он не хочет учится. Первое что мы начинаем делать это искать причины, и как правило самая распространенная причина это: "ему ничего не интересно", "он лентяй", "его интересуют только компьютерные игры". Но если хорошо подумать, ведь причины могут быть и другие, и необязательно те, что мы перечисляли выше. Поверьте это поверхностные причины, которые видят большинство родителей.

Все дети обладают разными интеллектуальными способностями и талантами. Если дитя в душе — романтик и мечтает стать художником или музыкантом, а в реальности ему приходится ходить в школу с математическим или естественнонаучным уклоном, нечего ждать от него рвения в учёбе. И если ребёнок не хочет учиться в школе именно по данной причине, это вина родителей, которые не раскрыли в нём талант в своё время.

Выход один — выявить у чада профориентацию, склонности и таланты и направить его развитие в нужное русло: записать в художественную школу, подобрать соответствующие кружки и студии. А может быть, он элементарно не справляется со школьной программой, так как у него не хватает на это умственных способностей. Стоит задуматься о коррекционных классах и специализированных школах, которые окажутся по плечу маленькому ученику.

Проблемы при обучении детей

Каждый ребенок — это индивидуальность со своим характером, объемом знаний, личными качествами и умственными способностями.

Первые годы обучения в школе показывают, насколько ребенок справляется с программой, успевает ли усваивать новые знания, возникают ли проблемы с теми или иными предметами. Практика показывает, что проблемы с учебой — это довольно распространенное явление. Задача родителей — оказать помощь своему ребенку, поддержать его, дать необходимые навыки письма, чтения и счета.

Но проблемы с учебой не возникают на пустом месте — одной из основных причин являются психологические нарушения. Но и с ними можно бороться, если знать особенности каждой группы «сложных» детей.

Учеба дается ребенку с трудом

Он тяжело воспринимает материал, он очень долго не может приспособиться к темпу обучения. Такие дети часто не могут самостоятельно справляться с заданиями (даже самыми простыми). Представители этой группы безразличны к отметкам, на уроке они легко отвлекаются на посторонние вещи, плохо управляемы, неусидчивы, теряются возле доски и часто не могут ответить на вопросы учителя.

Психологические причины — повышенная тревожность, нарушение мотивации, сложности в отношениях с учителем, развитие малыша по «игровому типу» и так далее. В такой ситуации необходимо ориентировать ребенка на учебу, заинтересовать его, показать, что учеба может приносить удовольствие. Важно понять проблемы малыша, больше упора делать на игровые формы обучения, нанять репетитора.

Формирование правильного учебного стереотипа

Нужно понять, с каким педагогом вам предстоит иметь дело, какая у него позиция. И, в зависимости от жесткости этой позиции, гнуть линию самостоятельности.

Самое важное, чему можно научить ребенка в начальной школе, — это ответственности, умению работать и возможности воспринимать задание, как свое.

Сначала, если вы движетесь в русле формирования самостоятельности учебной, у вас показатели успеваемости будут ниже. Особенно остро формируется несамостоятельность у единственных в семье детей, и здесь нужно быть особенно внимательными.

Ребенок пишет свои первые крючки – и сразу подвергается давлению родителей: «Не туда повел ручку! Ты над нами издеваешься! Ты будешь дворником!». Уровень мотивации у ребенка низкий – уровень мотивации у родителей зашкаливает.

А в школе педагог говорит: «Почему у ребенка не выходит соединение букв?». Не вы приходите к учителю, а он вас заставляет учиться вместе с ребенком. Объяснив материал в школе, он предполагает, что вы регулярно будете заниматься и советоваться, что и как делать. И формируется устойчивая лексическая связка «Как у нас дела?», говорящая о продолжающемся симбиозе матери и ребенка. Потом, классе в 9, ребенок говорит: «А я не знаю, кем я хочу быть», — у него не сложилось ощущение себя в учебе.

Приучение к самостоятельности

Если ребенка все время страховать, он вообще не научится делать что-либо самостоятельно, он знает, что «мама что-нибудь придумает», что в любой ситуации родители найдут выход.

Но у родителей часто существует страх: «Не выльется ли приучение к самостоятельности в конфронтацию ребенка с учителем, с системой?»

Сначала могут быть отставания, но потом ребенок достигает успехов. Идет первоначальная потеря, но нет этой потери в 4-5 классе. Если в этом периоде успеваемость искусственных отличников резко падает, то успеваемость таких детей резко возрастает.

Есть дети, которым все-таки нужно помогать. Это дети хронически рассеянные, ребенок «не здесь», в своих мыслях (хотя и в рамках нормы).

Таким детям нужно помогать чуть больше. Если у ребенка в принципе есть способности к самоорганизации, их нужно включить. Вопрос с уроками очень простой: либо он возьмет за них ответственность, либо не возьмет.

Картина складывается довольно рано, еще с «подготовки». Лучше создать условия для возникновения самостоятельности, и нужно формировать правильный учебный стереотип, связанный с уроками.

Начальная школа – учимся учиться

Три фактора успешности в начальной школе

Главная задача ребенка в начальной школе – научиться учиться. Ему необходимо понять, что это его работа, за которую он отвечает.

Хороший первый педагог – выигрышный лотерейный билет. Авторитет первого учителя – очень важный момент. На каком-то этапе учительский авторитет его может быть выше родительского. Он (авторитет) очень сильно помогает ребенку в учебе. Если учитель делает что-то негативное: заводит любимчиков, груб, несправедлив, родителям надо поговорить с ребенком, объяснить так, чтобы школьник не потерял уважения к учителю.

Ключ к воспитанию ребенка – ваши личные воспоминания. Когда ваш ребенок приблизился к школе, надо оживить ваши воспоминания. Они, наверняка, у всех есть, с 5,5-6 лет они у всех хранятся. Полезно поспрашивать своих родителей, отыскать свои тетрадки.

Отправляя ребенка в школу, нужно обязательно сказать ему: «Если в школе с тобой или с кем-то произойдет что-то яркое, интересное необычное, расскажи мне обязательно – мне это очень интересно». Как пример, можно рассказать ему истории из семейного архива — истории бабушек, дедушек, родителей.

Негативные опыты и воспоминания можно и попридержать, не проецировать их на ребенка. Но идеализировать школу тоже не надо, если не запугивать, а объяснять, то можно с пользой делиться своим негативным опытом.

Крайне важны отношения с одноклассниками. Сейчас дети часто учатся далеко от школы, и их после уроков сразу разбирают и увозят. Контакты не заводятся. Родителям нужно завязывать контакты с детьми из класса, гулять вместе, приглашать домой.


Психология




ГрамотаБуквы; ПрописьКнижки; Английский;  Статьи; ЛогопедияПамять; МузыкаРисованиеСчет; ВниманиеВоображение;